Дистант против ковида

Дистант против ковида

20 октября 2020
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

Новости

20 октября 2020
Дистант против ковида

Дистант против ковида

Вторая волна пандемии стала реальностью. В сфере образования наиболее ярким подтверждением этому стало распоряжение московского мэра о переводе с 19 октября учеников 6 - 11 классов на дистанционный режим обучения. Чтобы выяснить, насколько школы и вузы готовы к такому формату работы, мы обратились в профсоюз работников народного образования и науки РФ.

УРОКИ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ

С начала пандемии мнение о дистанционном обучении сложилось в обществе не самое лестное. Идет вторая волна заболеваемости COVID-19, в связи с чем школы и вузы вновь могут перейти на дистанционный формат обучения. Но как относятся к этому участники образовательного процесса? Центр социального проектирования “Платформа” совместно с мастерской управления “Сенеж” и Российской ассоциацией по связям с общественностью (РАСО) в сентябре-октябре 2020 года провели исследование “Три стороны школы: учителя, ученики, родители”. Так, 81% родителей и 69% педагогов считают, что дистанционное обучение не может заменить очное в школе.

Еще более красноречивы отзывы о дистанционном обучении на родительских форумах, оставленные в начале первой волны пандемии. lena 1107 из Орла пишет: “У нас никто ничего не объясняет, прислали задания и все, все висит, ничего не открывается! Дочь - 8 класс, сидела сама разбирала темы, ища хоть какое-то объяснение новых тем. Закончила часов в 8 вечера, и это при том, что сидела за компом с утра. Объем заданий огромный”.

Проблемам техническим и методическим сопутствовало банальное незнание родителями своих прав. Например, не все знали, что имеют право получить ноутбук для дистанционного обучения ребенка. Для этого нужно написать заявление на имя директора школы.

Не легче пришлось школьным учителям. Профсоюз работников народного образования и науки РФ с 9 по 19 сентября проводил всероссийский опрос педагогов из 80 субъектов РФ “Вызовы COVID-19: начало учебного года”. Больше 70% опрошенных отметили, что продолжительность рабочего дня возросла из-за необходимости соблюдать меры санитарно-эпидемиологической безопасности. В том числе сказывалось неудобное расписание, расход времени на перемещения по школе, вынужденная подготовка к урокам в вечернее время и выходные дни.

Возникли затруднения и с технической стороной вопроса - а именно, какой сервис видеоконференций должны выбрать школы для дистанционного обучения. Отчасти ситуация разрешились, когда директор департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения РФ Павел Кузьмин заверил, что школы свободны в выборе и использовании технологий. Еще с лета идут разговоры о разработке отечественной социальной платформы коммуникации, но сроки ее создания пока неясны.

УЧИТЕЛЬСКАЯ ДОЛЯ

Вопрос о готовности школ к дистанционному обучению во время второй волны COVID-19 мы задали Татьяне Алешиной, которая в отраслевом профсоюзе заведует отделом по вопросам общего образования:

  • Нужно совершенствовать нормы, условия, оплату труда и охрану здоровья педагогов, работающих в онлайн-режиме. Появились новые требования Роспотребнадзора. Теперь у учителей из-за перестановок в расписании увеличилась продолжительность рабочего дня - у кого-то на два часа, у кого-то на четыре и так далее. А в некоторых регионах они должны работать в онлайн- и офлайн-режимах одновременно. Например, родители заявляют, что ребенок будет учиться онлайн, а остальной класс обучается в очном режиме. Возможно, в классе установят веб-камеру, а возможно, с этим учеником должны проводиться дополнительные занятия онлайн. Конечно, это большая нагрузка.

Как следует из опроса “Вызовы COVID-19: начало учебного года”, у 40% учителей появились новые обязанности (влажная уборка или дезинфекция классов), 38% указали на новые виды отчетности, в частности по выполнению рекомендаций Роспотребнадзора. Только 15,5% сообщили, что доплаты и меры соцподдержки за переработку прописаны в колдоговоре. А дополнительную оплату за работу с теми, кто выбрал дистанционную форму обучения, по словам Алешиной, учителя получают только в 10% случаев.

Профсоюз намерен с ноября продолжить отслеживать ситуацию.

ВУЗОВСКАЯ СПЕЦИФИКА

В первую волну вузы тоже переходили на дистанционное обучение. Тогда немало иногородних студентов уехало в свои регионы, где возникали сложности с интернетом. О лабораторных работах во многих вузах пришлось забыть, шли только лекции. Родители студентов, учившихся на дневных отделениях на коммерческой основе, просили и даже требовали от вузов снизить плату за обучение, поскольку им казалось, что, обучаясь дистанционно, их дети получают недостаточно знаний.

Вузовским преподавателям тоже было нелегко. 66,4% опрошенных председателей первичек - работников вузов сообщают, что у дистанционно работающих преподавателей увеличилось фактическое рабочее время. Отмечались проблемы с организацией рабочего места дома, с интернетом и со связью.

По словам Ирины Кленовой, заведующей отделом профессионального образования отраслевого профсоюза, теперь вузы лучше подготовлены к дистанционному режиму работы и вопрос о готовности к этому формату в условиях второй волны стоит не так остро, как весной.

- Многие вузы не уйдут полностью на “дистант”, как это было весной, сейчас отрабатываются разные режимы обучения. Это смешанный формат, когда студенты ходят на семинары, а лекции слушают дома. В некоторых вузах курсы разделили: старшие вывели на дистанционное обучение, оставили учиться очно первый курс. Да и технически вузы за это время оснастились более качественно, - считает Кленова.

Отметим, что решение о переходе на дистанционный режим - внутреннее для каждого вуза, что дает свободу маневра в смутное время.

ДИСТАНЦИОННАЯ ОХРАНА ТРУДА

За конкретикой по охране труда мы обратились к Антону Парубенко, техническому инспектору труда Центрального совета профсоюза работников народного образования и науки РФ:

- Условия труда по действующему законодательству мы можем узнать только в рамках спецоценки по федеральному закону “О специальной оценке условий труда” от 28.12.2013 № 426-ФЗ. В ст. 3 этого закона говорится, что если мы имеем дело с теми, кто работает дистанционно, то спецоценка не проводится. Поэтому об условиях труда тут речи нет.

По мнению эксперта, для таких сотрудников следует проводить внеплановый инструктаж. Из постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ № 1/29 от 13.01.2003 “Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации” следует, что можно проводить как обучение по охране труда, так и различные инструктажи. Внеплановый инструктаж можно проводить по инициативе работодателя, и это подходит для того, чтобы обучить принципам охраны труда дистанционного работника. Ведь если работник из дома исполнял трудовую функцию в интересах работодателя и получил ожог, когда пил чай за ноутбуком, то в плане охраны труда это повод для расследования.

- Чтобы избежать такого, мы при внеплановом инструктаже объясняем, что, когда вы работаете, употреблять чай, горячую еду и так далее - не стоит. Если такое после инструктажа произойдет, это не значит, что несчастный случай не будет расследоваться, но будет устанавливаться степень вины работника за то, что произошел несчастный случай, - объясняет Парубенко.

Но и это не все. В допсоглашении к трудовому договору на период дистанционной работы следует прописать распорядок работника - от пятиминутного “перекура” каждые три часа до обеденного перерыва в определенные часы, учесть потенциальные переработки, ненормированный рабочий день и так далее. Вопрос переработок при организации обучения в дистанционном формате Трудовым кодексом не регулируется. Соответствующий механизм работодатель должен продумывать самостоятельно.

По словам Антона Парубенко, сегодня в Трудовой кодекс пытаются внести изменения, чтобы временный перевод работника на дистанционную работу был узаконен. Пока же охрана труда работника в дистанционном формате остается делом непростым.

Нужна помощь

Сейчас вопрос «объединяться в профсоюз или оставаться одиночкой» имеет для работника особое значение. И вот почему. Если раньше всеми вопросами отношений между работником и работодателем командовали министерства и ведомства, то сейчас трудовые отношения (заработная плата, условия труда и др.) зависят от того, как «договорятся» работодатель и работник. Часть вопросов оговаривается в трудовом договоре, часть в коллективном договоре. Готовы ли вы в одиночку подороже продать свой труд?

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами