Для Сибири создадут дорожную карту

Для Сибири создадут дорожную карту

Новости

23 марта 2023
Для Сибири создадут дорожную карту

Для Сибири создадут дорожную карту

В апреле 2023 года должна появиться дорожная карта для Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года. Сейчас в регионе идет сбор предложений, но мнение представителей профсоюзных объединений и социальных партнеров, судя по всему, не запрашивалось. “Солидарность” вместе с профлидерами пыталась определить, насколько документ учитывает проблемы региона и какие шаги были бы действительно эффективными для реализации государственной стратегии.

СТРАТЕГИЯ ШИРОКИМИ МАЗКАМИ

Ожидается, что уже в апреле Стратегия социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года получит дорожную карту. Большие цели должны превратиться в конкретные программы и инновационные проекты. Стратегия была утверждена распоряжением правительства РФ 26 января этого года. Заявлено, что она “определяет основные направления устойчивого развития субъектов РФ, входящих в состав Сибирского федерального округа”. Высшим исполнительным органам субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться положениями документа “при разработке и реализации стратегий социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований и иных документов стратегического планирования”.

Сейчас стратегия носит рекомендательный характер, но в профсоюзах ее оценивают положительно:

Это важный и одновременно необходимый шаг, - считает председатель Алтайского краевого союза организаций профсоюзов Иван Панов. - Тем более в нынешних условиях обострения геополитических противоречий супердержав и культур. За последние годы произошло много событий, так или иначе оказавших влияние на состояние социально-экономического развития региона. Например, совсем недавно исконно сибирские территории Бурятии и Забайкальского края переданы в ведение Дальневосточного федерального округа.

По мысли правительственных чиновников, чтобы намерение достичь всего хорошего в борьбе против всего плохого, наконец, выразилось в делах - нужна дорожная карта, где и будут указаны эти конкретные дела. Сейчас в регионах Сибирского федерального округа идет сбор предложений для карты.

Насколько учитывались пожелания с мест - не совсем понятно. Во всяком случае, опрошенные “Солидарностью” представители профсоюзов Сибири сказали, что к ним при разработке стратегии никто не обращался, да и сейчас, при сборе предложений для дорожной карты, их никто не побеспокоил. Хотя профсоюзам есть что сказать, и предложения по улучшению социально-экономической обстановки они не раз выдвигали.

Председатель Иркутского областного объединения профсоюзов Александр Коротких нашел знакомые положения в документе:

В Иркутской области Стратегия развития была принята два года назад, и она рассчитана до 2036 года. Профсоюзы региона и социальные партнеры принимали активное участие в ее разработке. И я вижу, что наша областная стратегия нашла отражение в том общем документе по развитию Сибири, для которого сейчас составляется дорожная карта.

Секретарь ФНПР по Сибирскому федеральному округу Дмитрий Морокин добавляет, что стратегия не обсуждалась с соцпартнерами региона и представителями профсоюзов:

Я и мои коллеги впервые увидели этот документ уже в готовом виде. Более того, я общался с нашими социальными партнерами, и все в один голос говорят, что к ним никто за информацией и предложениями не обращался. Так что, похоже, весь документ рожден в Москве, в соответствующих министерствах.

Неудивительно, что к предлагаемым в стратегии шагам у профсоюзных специалистов немало вопросов.

Документ описательный, - говорит Дмитрий Морокин. - Хорошо, конечно, что собрали список наших проблем и возможностей, но хотелось бы большей конкретики. Сейчас создается впечатление, что Сибирь, как и раньше, рассматривают в качестве сырьевого придатка России. Будем надеяться, существующие положения расширят как раз в дорожной карте.

Схожее мнение у председателя Федерации профсоюзов Хакасии Евгении Ольховской:

Это не первый документ, которым правительство пытается определить векторы развития Сибири. При всех своих плюсах, предыдущие стратегии не были реализованы. Существующая стратегия, по-моему, очень интересный перспективный документ, но главное - его реализация. А это не только желание, но и наличие финансовых и кадровых ресурсов на его осуществление.

НЕ СЫРЬЕМ ЕДИНЫМ

Стратегия действительно выглядит скорее резюмирующим документом. Для каждого региона в Сибирском федеральном округе описаны основные тенденции социально-экономического развития, существующее положение дел… Отдельный раздел посвящен социально-экономическим проблемам и вызовам, перечислены приоритеты, цели и задачи развития.

Отрадно, что федеральный центр хорошо понимает проблему неравномерности развития разных субъектов Сибирского федерального округа, и в стратегии прямо указывает на необходимость уравнять его социально-экономическое положение с европейской частью России. Но по-прежнему ощущается понимание Сибири как сырьевой территории, ориентированной на освоение недр и добычу полезных ископаемых, - говорит председатель Алтайского краевого союза организаций профсоюзов Иван Панов.

Справедливости ради, подход к Сибири как к сырьевому придатку отмечен в стратегии как раз в разряде проблем. Но перечисление богатств региона все равно начинается с сырья: “96% общероссийских запасов платины, 80% угля, 73% никеля, 51% марганцевых руд, 43% меди, 40% свинца, 40% золота, 17% молибдена, 17% серебра и 16% цинка”. К ценным ресурсам отнесены и водные запасы Сибири в виде ее крупнейших рек.

Исходя из имеющихся ресурсов и предполагается решать “проблемы и вызовы” Сибирского федерального округа. Для этого разработчики рекомендуют “сгруппировать предприятия, объединенные общей производственной цепочкой на базе того или иного источника природных ресурсов”.

Выделены следующие индустриальные кластеры: “Лес, лесопереработка и лесохимия”, “Переработка алюминия”, “Драгоценные металлы”, “Цветные и редкоземельные металлы”, “Туризм”, “Сельское хозяйство и пищевая промышленность”, “Нефть и газ”, “Уголь”.

Эти планы потребуют множества высококвалифицированных кадров, что учтено в стратегии. “К 2030 году с учетом реализации инвестиционных проектов в Сибири будет создано более 500 тыс. новых рабочих мест с учетом смежных отраслей и привлечено более 16 трлн рублей инвестиций”.

Речь не просто о рабочих местах. В документе также обозначена необходимость “сдвигов в региональных экономиках с увеличением доли квалифицированного труда и высокопроизводительных рабочих мест”. Намерение благое, но оно вызывает вопросы у профсоюзных специалистов:

- Непонятно, что подразумевается под высокопроизводительными рабочими местами, - недоумевает председатель Иркутского областного профобъединения Александр Коротких. - По нынешним временам любое рабочее место с компьютером можно назвать высокопроизводительным. Но является ли оно таким? По каким параметрам будет определяться уровень эффективности? Пока никакой конкретики в определениях нет.

Коротких отмечает, что создание мест, рассчитанных на высококвалифицированных сотрудников, возможно только при решении проблемы кадрового голода, который не первый год испытывают большинство регионов Сибири, в частности Иркутская область. Для решения одной этой проблемы необходим комплекс мер.

О них, кстати, профсоюзы Сибири заявляют постоянно.

Мы живем в особых климатических условиях, и зарплата должна отличаться в большую сторону от, скажем, регионов Центральной России, - говорит Коротких. - Но по зарплате мы, несмотря на северные коэффициенты, бывает, и отстаем от других регионов.

Выходом, по мнению профлидера, могла бы стать передача “северных” выплат на федеральный уровень. Но об этом в стратегии ни слова. Кроме того, кадровый голод обостряет неравномерное распределение учебной инфраструктуры в Сибирском федеральном округе. Молодежь выбирает учебные заведения центральной части России либо крупных городов, таких как Новосибирск, после чего в родные края зачастую не возвращается, и отток работоспособного населения из Иркутской области, Хакасии, Бурятии становится все более ощутимым.

Решить проблему без создания в этих регионах новых учебных заведений и развития социальной инфраструктуры, по мнению Коротких, невозможно.

Председатель Федерации профсоюзов Хакасии Евгения Ольховская напомнила, что проблемы есть не только с размером оплаты труда, но и с ее легальностью:

С точки зрения профсоюза, главное - увеличение рабочих мест с легальной оплатой труда, - подчеркивает Ольховская. - В Хакасии почти каждый четвертый трудоспособный гражданин работает нелегально (без трудового договора). Работники не защищены, работодатели не платят налоги. Ежегодно профсоюзы региона на всех площадках говорят о проблеме, но воз и ныне там. Республиканская прокуратура, к сожалению, бездействует.

Еще один аспект, обостряющий кадровый голод и проблему оттока населения из Сибири, обозначает секретарь ФНПР по Сибирскому федеральному округу Дмитрий Морокин:

Надо понимать, что жить и работать в наших краях довольно тяжело. При этом в концепции не говорится явно, что условия труда будут улучшаться. В первую очередь я имею в виду территории, где работают вахтовым методом. Таких в Сибири много. Не обозначено, будет ли улучшаться транспортная доступность таких мест. Как правило, это вагончики в глухих местах, где вопрос и с питанием тяжело решается, и с досугом. Самое большое развлечение, доступное рабочим, это телевизор. Я уже не говорю о доступности образования и медицины.

По мнению Морокина, только после решения этих вопросов можно говорить о закреплении населения в Сибирском федеральном округе. Причем в имеющемся комплексе проблем, напоминает Коротких, не последнюю роль играет дисбаланс между уровнем оплаты труда, слабым развитием социальной инфраструктуры и ценами на недвижимость.

Они у нас совсем не из низких, - подчеркивает Коротких. - Их можно сравнить с ценами Ленинградской, Московской областей. Люди сравнивают условия и выбирают более комфортные.

РАЗВИТИЕ В КОМПЛЕКСЕ

В один голос профсоюзы говорят не только о проблемах, но и об огромном потенциале развития региона. Но как это будет учтено в дорожной карте? Если исходить лишь из кластерного подхода, часть возможностей и проблем можно упустить.

Например, главная проблема для развития туризма в Хакасии - логистика. Республика лежит в стороне от основных сибирских маршрутов (400 км до Красноярска, 900 км до Новосибирска). Горы и тайга препятствуют развитию транспортного сообщения. Цены на авиабилеты очень высоки, но мы не входим ни в одну программу льготного авиасообщения, как, скажем, Дальний Восток, - говорит Ольховская.

Будет ли это учтено в дорожной карте? Секретарь ФНПР по Сибирскому федеральному округу Дмитрий Морокин напоминает, что значение Сибири растет в свете геополитических изменений.

Сегодня российская экономика во многом “развернута” на восток, и Сибирь стала наиболее близким регионом для тех стран, с которыми Россия активно развивает отношения. Хотелось бы видеть в дорожной карте меры не только по увеличению добычи и производства сырья, но и по его переработке, развитию логистики. Все это даст толчок не только экспорту, но приросту населения, а значит, увеличит число потребителей в самом регионе.

Усилит это и международные связи, считает Морокин. По его словам, у региональных профсоюзов и социальных партнеров уже были встречи с представителями Монголии, Казахстана, Китая.

Александр Коротких добавляет, что мало просто увеличить долю переработки и расширить производство:

Мы видим, что в стратегии обозначены разные направления развития. И большинство указанных ресурсов в Иркутской области имеется. Есть что развивать. Но у меня вопрос - а когда деньги, полученные от производства и переработки, начнут работать на местных жителей? Если резиденты этих новых кластеров будут “заходить” к нам, то и регистрировать предприятия они должны по месту организации производства. Тогда и налоговая отдача будет, и деньги будут оставаться в регионе, и развитие будет идти поступательно, - уверен профлидер.

Но будут ли учтены предложения профсоюзов - а если да, то в какой степени? Остается надеяться, очередной “стратегический подход” к развитию Сибири не ограничится дорожной картой в никуда.

Сообщили на сайте "Солидарности"

Нужна помощь

Сейчас вопрос «объединяться в профсоюз или оставаться одиночкой» имеет для работника особое значение. И вот почему. Если раньше всеми вопросами отношений между работником и работодателем командовали министерства и ведомства, то сейчас трудовые отношения (заработная плата, условия труда и др.) зависят от того, как «договорятся» работодатель и работник. Часть вопросов оговаривается в трудовом договоре, часть в коллективном договоре. Готовы ли вы в одиночку подороже продать свой труд?

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами