Социальное партнёрство «хромает»

Социальное партнёрство «хромает»

16 января 2023

Новости

16 января 2023

Социальное партнёрство «хромает»

Своим видением состояния дел в этой сфере делится секретарь ФНПР – представитель профцентра в Сибирском федеральном округе Дмитрий Морокин.

«Если говорить о социальном партнерстве, то не побоюсь сказать, что на нынешнем этапе эта тема для профсоюзов «жаркая». На самом деле, предложений по тематике года было достаточно: предлагалось провести год исполнения Устава ФНПР, продолжить год организационного укрепления профсоюзов, год наращивания влияния. Мнений было много, как называть год и чем его наполнить. Была дискуссия. Но тем не менее, в конце концов, тема социального партнерства была признана наиболее актуальной и заслуживающей особого внимания, за это проголосовало большинство в рамках Исполкома ФНПР. Сегодня мы видим, что есть позитивные тенденции в регионах, когда по инициативе профсоюзов, иногда при видимой заинтересованности органов региональной власти принимаются рамочные законы или вносятся изменения в действующие, направленные на оптимизацию механизмов социального партнерства. Зачастую сторона работодателей также приходит к пониманию необходимости более конкретного очерчивания правовых рамок партнерства в социально-трудовой сфере. Несмотря на все это у нас, так скажем, социальное партнёрство «хромает».

Если касаться Сибирского федерального округа, то нужно отметить, что в 3 из 8 федеральных округов, в том числе у нас, действуют окружные трехсторонние соглашения. Что касается других территорий, то видимо по тем или иным причинам, в округах не могут оформить свое партнерство письменно, а значит не сложились условия для этого. Те или иные стороны не считают своевременным пойти договариваться по значимым вопросам. Причины этого могут быть весьма существенными в каждом конкретном случае.

Конечно, все территориальные образования, субъекты Российской Федерации подписывают свои региональные трехсторонние соглашения о взаимодействии. Однако, согласитесь, важен результат этого взаимодействия, который выражался бы в конкретных количественных показателях, например, в уровне заработной платы. Поэтому второе соглашение, которое подписывается иногда на региональном уровне – это соглашение о минимальной заработной плате. Зачастую в некоторых регионах оно подразумевает ориентацию на федеральный МРОТ, плюс районный коэффициент. Это уже неплохо, потому что на уровне закона подтверждается намерения работодателей и региональной власти исполнять федеральные нормы в этой части. Но лучше, когда соглашения содержат в себе завышенные цифры по отношению к федеральному законодательству. Такие положения, например, содержатся в трехсторонних соглашениях в Омской области, Кузбассе, конечно же в Алтайском крае. Иногда они оформлены как отдельные документы, а иногда включены в качестве разделов в основное соглашение. Если говорить об Алтайском крае, то эта территория традиционно на высоком уровне исполняет не только все рекомендации Федерации независимых профсоюзов России, но и воплощает в жизнь чаяния рядовых членов профсоюзов. И последние годы мы отчетливо видим достаточно жесткую борьбу за величину надбавок к федеральным нормам оплаты труда. И это хорошо, что борьба эта реальная, а не номинальная, что есть вполне видимые результаты. Кроме того, жесткий переговорный процесс позволяет сформировать у властных органов, у работодателей понимание того, что повышение заработной платы – необходимый процесс, который в свою очередь обуславливает социальную стабильность в регионе.

– По-вашему каков должен быть вектор развития социального партнёрства на современном этапе?

– Как таковой институт социального партнерства получил становление и развитие примерно 30 лет назад, в начале 90х годов, когда региональные власти под влиянием профсоюзов пришли к пониманию необходимости заключения договорных отношений и подписания соответствующих документов. Я подчеркну, именно региональная инициатива в этом смысле сыграла ключевую роль. На сегодняшний день, увы, нет федерального закона о социальном партнёрстве и, нужно сказать, что правовая служба ФНПР этот вопрос уже поднимала. У значительной части профсоюзной общественности есть четкое понимание необходимости единой правовой базы, которая регулировала бы сферу соцпартнерства на федеральном уровне. Отмечу, что наше государство имеет федеративное устройство и иногда значимые новеллы права возникают из регионов и тогда уже они бывают подхвачены центром. Есть, как лоббисты этого закона, понятно, это профсоюзы, есть и противники. Но с нашей точки зрения потребность в нем назрела. Закон мог бы поспособствовать приведению к общему знаменателю действий власти на местах в вопросах регулирования социально-трудовых отношений. С другой стороны, конечно, сам по себе этот закон денег в казне регионов не прибавит. Поэтому по-прежнему региональным профсоюзным объединениям придется много работать над увеличением заработной платы, повышением степени внимания работодателей и правительства к этому вопросу, проблемам трудовых коллективов в регионах.

– Кажется, вопрос доходов человека труда вечен, как мир. Однако круг проблем сферы труда, нуждающихся в разрешении, выглядит гораздо шире, во всяком случае, если взглянуть на общественный дискурс и даже страницы общественно-политических изданий...

– Безусловно, именно через реализацию механизмов социального партнерства следует подходить к вопросам распределения трудовых ресурсов, привлечения молодежи в региональную экономику и производство, закрепления кадров. С большой долей уверенности могу сказать, что те же координационные советы профсоюзов на муниципальном уровне решают достаточно широкий круг вопросов, с которыми властные структуры, будь то представительная или исполнительная ветвь, в одиночку бы не справились.

Сами по себе профсоюзы ближе к проблемам человека труда, знают потребности, более четко способны выразить необходимость принятия и реализации тех или иных решений. Поэтому с моей точки зрения в профсоюзный Год социального партнерства следует особое внимание уделять деятельности на местах координационных советов, выдвижению на эти роли по-настоящему вдумчивых и способных к диалогу людей. В этом году мы будем готовить комплексные решения для оказания методической и правовой помощи руководителям координационных комитетов, проведем обучающие мероприятия, в том числе и по вопросам деятельности муниципальных трехсторонних комиссий.

Павел СЕЛИВЕРСТОВ

Читайте больше

Пресс-центр
17 августа 2022
Россияне стали брать больше потребкредитов

Россияне стали брать больше потребкредитов

В июле выросло количество кредитов, выданных на покупку потребительских товаров. С июня их число увеличилось на 12,6% и составило 1,01 млн, сообщает ИА "Прайм" со ссылкой на пресс-службу Национального бюро кредитных историй (НБКИ).

15 декабря 2020
В ПРЕДДВЕРИИ ПРАЗДНИКА

В ПРЕДДВЕРИИ ПРАЗДНИКА

В канун ежегодного праздника День матери, который в 2020 году в России отметили 29 ноября, Алтайское отделение «Российский союз сельской молодежи» и профком студентов Алтайского государственного аграрного университета провели конкурс для молодых мам.

16 августа 2022
МОТ: темп восстановления занятости молодежи недостаточен

МОТ: темп восстановления занятости молодежи недостаточен

Восстановить уровень занятости молодежи по-прежнему не удается, отмечается в новом докладе Международной организации труда (МОТ). В нем подтверждается, что пандемия COVID-19 отразилась на молодежи сильнее, чем на любой другой возрастной группе.

Нужна помощь

Сейчас вопрос «объединяться в профсоюз или оставаться одиночкой» имеет для работника особое значение. И вот почему. Если раньше всеми вопросами отношений между работником и работодателем командовали министерства и ведомства, то сейчас трудовые отношения (заработная плата, условия труда и др.) зависят от того, как «договорятся» работодатель и работник. Часть вопросов оговаривается в трудовом договоре, часть в коллективном договоре. Готовы ли вы в одиночку подороже продать свой труд?

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами