В преддверии семинара

В преддверии семинара

20 июля 2023

Новости

20 июля 2023
В преддверии семинара

В преддверии семинара

О том, как привлечь людей в профсоюз, что интересно молодежи и уже зрелым членам, что способно удержать человека в первичке, а еще о психологии и информационной работе в диалоге с председателем Алтайской краевой организации профсоюза работников здравоохранения РФ Ириной Смирновой.

– Ирина Анатольевна, заметно что в Вашей организации летний период связан с учебой. Вы недавно вернулись с большого семинара, сами запланировали крупное обучающее мероприятие, чему они посвящены, что актуально, чем собираетесь поделиться со своим активом?

– Отмечу в самом начале, что нынешний год в нашем отраслевом профсоюзе работников здравоохранения объявлен годом укрепления. И для нас это по-настоящему важно в силу того, что профсоюз как таковой продолжает терять численность членства. Многие причины нам известны и понятны. Ну, например, сейчас отмечаем тенденцию, когда вышедшие на пенсию члены профсоюза увольняются для перерасчета пенсии, а когда восстанавливаются на работе, вновь не возвращаются в свою первичку, достаточно много и уезжающих в другие регионы. Тем не менее задача вернуть людей в профсоюз, привлечь в свои ряды свежую кровь всегда была актуальной, а в нынешнее время она, как никогда, приобретает первостепенное значение. А в этом году мы пришли к пониманию, что то, как мы работаем, «уже не работает», я бы так образно охарактеризовала. Мы делаем много, проводим массу мероприятий нужных и, по-нашему мнению, важных, рассказываем об этом в социальных сетях. Наша организация сегодня на первом месте по количественным показателям работы в соцсетях, но это не приносит ощутимых качественных изменений.

Перед организацией встал вопрос: может быть, мы делаем что-то не так или недостаточно много, может, недостаточно эффективно или надо менять стратегию. Первое, что пришло нам на ум, президиуму, аппарату необходимо комплексно подходить к решению проблемы мотивации. Я имею в виду не только привлечение новых членов. Важно удержать человека в профсоюзе, привлечь его к активной деятельности, сделать активистом или, может быть, удержать его, если он давно в нем, но устал чего-то ждать и не говорит об этом. Поэтому решили сами освоить новые методики и методы работы в плане стимулирования мотивации, а также научить наших председателей. Первую часть задуманного мы уже реализовали в виде семинара, который прошел 13 апреля, он был посвящен теме социального партнерства как мотивирующего фактора в профсоюзном членстве. Семинар был сравнительно непродолжительным по времени, но произвел просто фурор среди наших активистов. Многие говорили, что если дать возможность членам трудового коллектива участвовать в переговорном процессе, принимать участие в подписании коллективного договора, то это может стать мощным толчком наращивания членства. Если человек будет контролировать исполнение трудового договора, это может стать стимулирующим началом, повысить его интерес к профсоюзу. Такие механизмы мы представили к обсуждению и осмыслению.

Этой же теме был посвящен пленум Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, который состоялся в конце мая в Саратове, где Центральный комитет вручил нашей краевой организации достойное поощрение. Мы были награждены за то, что наше региональное трёхстороннее соглашение содержит значительный перечень преференций для профсоюза, который выгодно отличает его на фоне всей России.

Теме стимулирования профсоюзного членства, его мотивационным основам, был посвящен и семинар в городе Сочи, на котором я недавно побывала. Из преподавателей наибольшее впечатление произвела Светлана Татарникова из Академии труда и социальных отношений (АТИСО), видный специалист в сфере трудового права и социального партнерства. В ходе семинара много говорили на тему потребностной сферы членов профсоюзов, чего может хотеть от членства каждый конкретный человек. Были представлены результаты научного социологического исследования, проведенного Центральным комитетом Профсоюза в 8 регионах страны. В крае такое же исследование было проведено Алтайским институтом труда и права (филиал ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений) совместно с Алтайским крайсовпрофом. Оно касалось роли профсоюзов в обществе и было проведено не только среди тех, кто уже имеет профсоюзное членство. Могу сказать, что выявленные тенденции и выводы, сделанные по результатам не просто интересны, они позволяют по-новому взглянуть на нашу практику. Этими выводами мы и хотим поделиться со своим активом на семинаре, который наметили на сентябрь. С председателями первичек мы намерены снова говорить о методах мотивации с учетом выявленных в ходе исследований тенденций.

– Расскажите о своих, как это модно сейчас говорить, инсайтах, которые посетили вас на прошедшем семинаре?

– Кратко остановлюсь лишь на некоторых наиболее ярких. Во-первых, по-моему, мотивация – это всегда своеобразная синусоида: мы замотивировали, человек вступил в профсоюз, проявил активность, а потом все идет на спад, человек может вообще не участвовать ни в чем, и интерес падает. Я не говорю о лидерах, только о простых членах профсоюза. А может, кому-то вообще и не надо ни в чем участвовать, достаточно просто платить свою денежку, но знать, что в ответственный момент его защитят, протянут руку и пойдут в нужном направлении. Поэтому первое, что я поняла, не нужно всех мотивировать, как говорится, одним чохом. Нужно проводить такую работу с категориями, выделять их, понимать потребности. Например, работает, но не вступает, забыл, что учился в институте и был членом профкома, пришел в больницу, но его по какой-то причине не пригласили, не предложили. Это вот так, условно, первая самая массовая категория. Вторая, не менее важная: я давно в профсоюзе, я давно от вас ничего не вижу, кажется, это членство бесполезно. Эта мотивация тоже распространенная и здесь нужно думать и действовать в соответствии с реальностью, человек должен получить и материальный стимул и моральный. Третья категория: будь активным в профсоюзе. Есть люди, не готовые брать на себя ответственность, стать председателем, казначеем, руководить каким-то направлением профсоюзной активности, но готовые помогать. Человек просто поможет провести спартакиаду, поиграет во многих видах, изготовит транспарант, придет на парад, будет булки печь накануне для участников. Эта категория помощников, для них другой мотивирующий фактор: помогайте нам, мы в вас нуждаемся, благодарим вас. Замечу, мы часто благодарим того, кто победил, а вот про этих иногда вообще забываем. А ведь это те, благодаря кому, команда выиграла... Следующая категория, пожалуй, самая сложная «вернись в профсоюз»: люди, которые когда-то разочаровались или, не получив ничего, решили, что 1%, – это дорого. Говорю это о тех, кто не нашел себя в профсоюзе, не реализовал себя никак, не почувствовал, если можно так сказать, «страховую компанию», не нашел материальную помощь, когда нуждался, не почувствовал дружеского похлопывания по плечу.

Разочарованных возвращать в строй всегда сложнее всего, тогда нужно показывать, что в организации все радикально изменилось, наладилось. Отдельная категория, которая тоже нуждается в пристальном внимании, – это актив. Актив, чья надежда просто «устала». Они не уходят из лидеров, остаются в организации, но сами уже ни во что не верят и молодым не передают свою энергию и влияние. Это немаловажно, ведь на практике именно профактив влияет на принимаемые главврачами управленческие решения, издание локальных актов. «Уставшие» зачастую остаются на своих местах, не уходят, не готовы кому-то передать бразды правления первичкой. Давайте, может быть, подготовим резерв, пусть они возглавят, неважно сколько им лет. Сегодня те, кто возглавили первички в 2019, 2020, 2021 годах увеличили членство первичек иногда в 2-2,5 раза! Пришли, когда было 40 человек, а благодаря новой энергии и новым смыслам стало 120. Молодежь создала странички в социальных сетях, стали поздравлять членов коллектива, мелочь, кажется, а приятно, пошло движение.

– Вновь нужно делать ставки на молодежь?

– Учитывать фактор возраста в мотивационном воздействии точно необходимо. Мы обычно любим убедительные факты. Вот, например, защитили медсестру, вернули ей несколько лет неучтенного стажа, она получила очередную пенсию, свыше 800 тысяч рублей и сразу решила: «с профсоюзом на всю жизнь». Хорошая история, мы серьезно помогли человеку, прошли с ним целый ряд судебных инстанций. Убедительный факт для зрелого человека. Иной случай подростки и молодежь, они не хотят слушать длинные истории, тем более читать длинные тексты. Они с удовольствием играют в квизы, снимают короткие видеоролики, участвуют в фотоконкурсах. Так, может, эти формы и сделать инструментом мотивации, привлечь их к этой деятельности, дать им реализоваться, а потом похвалить, вручить диплом. С разными возрастными группами работают разные возрастные подходы.

Еще один немаловажный фактор – ментальные различия по признаку профессии. Если для педагогов приемлемы лозунги образы будущего, где все должно быть прекрасно и к чему, безусловно, нужно стремиться, то у врачей личностная направленность несколько другая: здесь и сейчас. Их сознание устроено несколько по-другому, они помогают, когда болит, беспокоит, немедленно. В отношении профсоюзов это может выглядеть так: защитите тогда, когда мне будет плохо, а пока не очень-то интересно, не лезьте ко мне. У медиков философия мотивации скорее такая «страховая»: застрахуйте меня на будущее, если вы говорите о будущем и дайте мне защиту сейчас, когда она мне понадобилась! Поэтому мы таким образом прописали наше краевое соглашение, что три года наши дополнительные отпуска теперь никто не тронет. Другой вопрос, а кто об этом знает?

– Не все?

– Далеко. Знает председатель профкома и часть актива, а нужно, чтобы все. Важен еще и механизм информационной работы. Как показали исследования АТИСО, проведенные среди профсоюзной молодежи, в социальных сетях сидит самая активная часть аудитории, это председатели, члены профкома, они и так все знают, да и мы их еще «подкармливаем» новостями, показываем, что произошло. Возникает вопрос, а донесли ли они это до первички, а интересно ли это врачу, которому нужно повышать квалификацию и читать спецлитературу? Может быть, ему не интересны наши большие тексты, пусть и снабженные динамичными и яркими картинками? Это важные вопросы.

Мы ранее говорили: все в социальные сети, но теперь нужно понимать, что большие текстовые материалы никто читать не будет, приоритет нужно отдавать игровым и тестовым формам оформления материала, мемам, мотиваторам и демотиваторам, инфографике, особенно это важно для молодых членов. Что касается основной части членов, то они, как ни странно, сидят в «Одноклассниках», не во «В контакте». Там они наряду с информацией про пирожки и пасынкованием помидоров увидят фото с работниками аппарата краевой профсоюзной организации. Мы зачастую пишем красивые отчеты, встретились 6 раз, вели длительные переговоры и наконец-то договорились, а потом еще присоединим к основному тексту выписку из соглашения и получился у нас внушительный трактат. Как оказалось многие узнали о нашем достижении в связи с возвратом отпусков из маленькой, но емкой по смыслу листовки, которую мы подготовили, а потом ее разместили в профсоюзных уголках. Чувствуете? Мы уже почти рукой на них махнули, а, оказалось, зря!

Поэтому наша задача сейчас и будет состоять в том, чтобы дать нашим председателям такую информацию, в таком виде, чтобы она была удобоприемлемом для восприятия. Чтобы не перерабатывать ее, а получил и забросил в свой чат, а ее уже прочитали 120 членов его первички.

Еще один аспект – осознание нашей аудиторией целостности профсоюзного движения и его сущности. Знаете какой частый вопрос бывает по телефону: «Это крайпроф или профком медицины»? Возникает вопрос: нужно ли идти в первички начинать работу по просвещению, объяснять структуру профсоюзов, элементы, функции и правовые механизмы. Ну, наверное, надо, но до какой степени? Должны ли это быть единовременные крупные семинары или достаточно собирать людей два раза в год по часу? До ковидного периода у нас была наработанная практика таких крупных мероприятий, сейчас она ушла в прошлое. Мы собираем председателей, но так случается, что, вернувшись с семинара, они в лучшем случае донесут то, что услышали до членов профкома и актива, а этого мало.

Все эти вопросы мы будем поднимать в ходе семинара с председателями, избранными в 2019-2022 годах. Будем актуализировать проблемные направления работы и давать четкие методические установки, показывать, что работает, а что нет. Мы не берем опытных, чтобы они, не дай бог, не сбивали мотивацию у новеньких скепсисом – «мы это уже проходили». А вот в октябре мы уже соберем всех и завершим серию семинаров по мотивации с участием специалистов из сферы психологии, коммуникативных практиков. Постараемся пригласить таких специалистов из учебных заведений профсоюзов, заточенных именно под нашу проблематику. В нынешнем семинаре мы сделаем упор на мотивацию в информационном поле.


Нужна помощь

Сейчас вопрос «объединяться в профсоюз или оставаться одиночкой» имеет для работника особое значение. И вот почему. Если раньше всеми вопросами отношений между работником и работодателем командовали министерства и ведомства, то сейчас трудовые отношения (заработная плата, условия труда и др.) зависят от того, как «договорятся» работодатель и работник. Часть вопросов оговаривается в трудовом договоре, часть в коллективном договоре. Готовы ли вы в одиночку подороже продать свой труд?

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами